69% российских автомобилистов поддерживают предложение использовать б/у запчасти при ремонте по ОСАГО

Кризис на рынке автозапчастей оказал негативное влияние на многие аспекты жизни
российских автомобилистов. Одной из острейших проблем, с которой сталкиваются
автовладельцы, в случае необходимости ремонта машины, это банальная нехватка
деталей на рынке, либо их заоблачная стоимость. В случае ДТП, при возмещении
ущерба по ОСАГО, перед водителями стоит непростой выбор – ремонтировать автомобиль
самостоятельно с получением денежной компенсации по страховке, либо отдать машину
в ремонт страховой компании.

Недавний опрос, проведенный проектом «ОСАГО: общественная экспертиза», показал,
что большинство автовладельцев (69%) поддерживает использование сертифицированных
б/у запчастей при проведении восстановительного ремонта силами страховых компаний.
При этом только 8% респондентов категорично выступают против данной инициативы, 9%
скорее не поддерживают, ещё 14% затруднились с ответом. Олег Чередниченко, доцент
кафедры экономической теории РЭУ, объясняет, почему автовладельцы позитивно
относятся к такой временной мере:

«Сейчас, конечно, есть определенные проблемы с запчастями, особенно если говорить
про их доступность для страховых компаний, которые связаны законом. Дело в том,
что страховщики не имеют право использовать при натуральном возмещении те запчасти,
которые сами автовладельцы могут ставить на автомобили, получив страховую выплату.
Я имею в виду случаи ремонта автомобилей б/у запчастями и аналогами оригинальных
запчастей, что наиболее актуально для большинства сегодня. То есть, когда в доступе
нет требующейся оригинальной детали, автовладелец например, может пойти взять б/у
запчасть на разборке, даже если её нет в магазине, и поставить на автомобиль.
Страховая компания так сделать не может. Именно поэтому страховщики выступали
и выступают до сих пор за введение в качестве временной меры возможности
использовать при ремонте сертифицированные аналоги, когда оригиналов нет
на рынке, и также в некоторых случаях бывшие в употреблении качественные
запчасти, но сейчас это невозможно. Естественно, это никаким образом не
должно затронуть безопасность отремонтированной такими запчастями машины».

Соотношение ответов на вопрос о выборе между денежной компенсацией и ремонтом с
использованием сертифицированных б/у запчастей также показывает положительную
динамику. Так, 57% автомобилистов предпочли бы ремонт, 32% — денежную компенсацию,
ещё 11% затруднились с ответом. Такое решение может быть обусловлено понимаем
водителями ситуации на рынке автозапчастей – многие из деталей в дефиците, либо
недоступны, а потому при получении денежной выплаты автовладелец может столкнуться
со сложностями при выборе СТО и поиске нужных деталей. Координатор движения «Общество
синих ведёрок», автоэксперт Пётр Шкуматов комментирует ситуацию на рынке обязательного
автострахования и предлагает решение возможных проблем при натуральном ремонте,
связанных с текущим кризисом и дефицитом запчастей:

«Если говорить про натуральное возмещение, одним из сдерживающих факторов для его
обеспечения сейчас являются строго ограниченные законом об ОСАГО сроки ремонта в
30 календарных дней, которые с учетом сложностей с поставками многих оригинальных
запчастей на территорию РФ, соблюсти практически невозможно. Поэтому с точки зрения
логики и здравого смысла разумно внести в закон об ОСАГО изменения, чтоб страховщики
могли предлагать клиентам увеличенные сроки ремонта, сделав поправку на длительные
сроки поиска и доставки запчастей. Результаты опроса подтверждают, что автовладельцам
будет гораздо удобнее получить отремонтированное авто, при условии, что б/у запчасти
прошли строгий контроль качества и используются только при восстановлении кузовных
составляющих, чем денежную компенсацию, и потом самостоятельно искать, где и чем
отремонтировать машину. Такая мера, само собой, никак не затронет те запчасти,
от которых зависит безопасность автовладельца и других участников движения.
Текущая обстановка она, конечно, сильно препятствует ремонту в целом,
особенно для владельцев тех автомобилей, которые произведены компаниями,
ушедшими с российского рынка. Однако это не говорит о том, что отремонтировать
такой автомобиль невозможно, просто сроки, которые прописаны в законе об ОСАГО,
сейчас утратили свою актуальность, и их, конечно, нужно временно изменить».

Новости Судиславля